[Назад][К началу раздела][Вперёд]
Интервью
"Всё в этой музыке..."
- У Андерсена есть сказка "Соловей" и там дословно эта
фраза: "О несчастных и счастливых, о добре и зле", - что-то там соловей
поет... Вот это толчок был для песни. 1971 год, мне было 20 лет. Ну так получилось,
я же не думал, что это будет что-то! Я хотел, чтоб просто красиво было - не
эта вот "дорога железная", и тому подобное, а чтобы красиво, чтоб
звучало. Она и правда звучит. "Музыкант" - гениальная, конечно, песня,
причем ее любой мог написать - она же от лица музыканта, такая общая для всех...
А, например, песня "Один взгляд назад" появилась в 80-м и вошла уже
во второй альбом группы "Воскресенье". Мы тогда как раз осенью собрались
- я, Лешка Романов, Андрей Сапунов и Миша Шевяков, я в училище пошел, и вот
она написалась. Маринке, жене моей, не понравилась: "По-моему, ты какую-то
фигню написал", - она мне говорила...
Как это делается
- У меня задачи простые. Насколько я помню этот процесс (написания
песни) - надо, чтоб была мелодия, и если, например, слов много, то мелодия должна
быть проще. А если слова просты - значит, музыкальное оформление сложнее и красивее.
Дело в количестве информации, которое ты хочешь выдать. Ведь если в чай положить
и лимон, и варенье, и коньяку добавить - пить-то нельзя будет, это уже не чай...
Часто мои музыканты, зная разные стили, начинают предлагать: давай здесь вот
это. Я говорю: пока не надо! Там слова есть, второй голос - давайте пройдем
"скелет", может быть, будет вполне достаточно. И обычно так и получается...
Если в фактуре хороший, живой пульс - полдела сделано. А аранжировки, конечно,
можно нагромоздить, а потом сыграем неровно, не вместе - кому это надо?..
Как это поется
- В группе "Воскресенье" мои песни пел Андрей Сапунов.
Я вообще тогда не пел, кроме одной вещи - "В моей душе осадок зла".
"Стеклорез" это называлось...
Однако как раз тогда Никольский, хоть и не был доволен собственным вокалом,
пришел к выводу, что должен исполнять свои песни сам.
- Сапунов считал, что голос - это всё. И очень любил: "А-а-а-а", мелизмы
всякие... Я спорил: вот пять песен, мелодии у всех разные, а ты их одними и
теми же мелизмами - раз, и словно мылом все замазал... Мелодия - это вещь неприкосновенная.
Даже Стравинский говорил: "Точность - синоним выразительности".
Вообще голос не главное. Взять многих западных артистов, или Макара хотя бы
- ну какой там голос? Человек просто знает, о чем он написал, о чем "докладывает"...
У Стасика Намина есть запись репетиции, где "Цветы" разбирают новый
материал, и вот нужно было Сашу Лосева научить петь песню: "Осенью, когда
сады грустны, листья на ветвях желты и падки...". Ну Лосев поет и поет
- у него голос-то есть... Но композитор, Дьячков, он человек глубокий - и давай
ему объяснять: "Сань, ты понимаешь, у них лажа осенью, ну лажа у садов
- у них листья облетают на фиг! Вот спой про лажу про эту!" Раз, спел -
"О, нормально!"...
И я очень просто подумал: стоит ли мне какому-то солисту пытаться объяснить,
про что песня? Пускай я уж лучше сам в работе как-то поднаторею... Так и вышло.
Ну и, как это играется
Никольский - дипломированный гитарист: в 1984 году окончил Гнесинское
музыкальное училище. Десятью годами раньше тоже была попытка...
- Году в 74-м Стасик Намин нас всех - т.е. группу "Цветы" - отправил
в Царицынское музыкальное училище. Поступили, я пришел на первое занятие и первое,
что услышал от педагога, было: "На свете есть всего два гитариста - Маклафлин
и Джордж Бенсон". Я спрашиваю: и все, больше нету? - "Нету".
И больше я не ходил туда...
А второй раз, в Гнесинском, было прекрасно. "Константин, ну что? Будем
разбирать с тобой эту пьесу. Целый год. Сразу предупреждаю, что вот это место
никто в мире сыграть не может. Но мы с тобой сыграем..." Я учился хорошо
и закончил хорошо, мне нравилось...
Я гитару до сих пор люблю - мне интересно. Люблю слушать "игроков".
Робин Форд - великий блюзовый человек, хотя и белый; или вот Клэптон с Би Би
Кингом - такое вытворяют! А перед Гэри Муром просто преклоняюсь: даже "ресторанного"
качества мелодии он умудряется играть таким звуком, какого ни у кого нет...
...У нас нет возможности поставить на сцене, допустим, гору клавиш, как у западных
групп. Но нужно играть вместе и хорошо. И это получается... У нас на сцене тихо,
спокойно, просто удобно. Женька Хавтан - а мы в конце 80-х много гастролировали
вместе с "Браво" - всё время поражался: "Как вы так работаете?
У вас на сцене разговаривать можно. У нас - нельзя!"
Инструмент для души
- Я могу по тому, как человек берет гитару, сказать - умеет он
играть или нет. Или на гитару просто посмотреть и сказать - звучит или не звучит,
я ее вижу...
Я гитары раньше делал сам - правда, исключительно для себя. У меня была гитара,
на которой я играл 11 лет, и там даже лады кое-где необработанные - если б кто-нибудь
стал играть и сделал глиссандо, мог бы пораниться... Я просто не особенно люблю
доводить этот процесс до самого конца - покрыть лаком и так далее. Это разного
характера работы. А электроника - вообще не понимаю, как она работает... Но
вот деревяшку я чувствую и плотницкое дело мне нравится. Это тот самый процесс,
когда сразу видишь результат.
"Я сам из тех..."
Никольский не считает нужным сетовать на трудную судьбу автора
серьезной философской лирики в годы застоя. Практически во всех "официальных"
ансамблях, где он работал, в концертных программах звучали и его песни.
- В ансамбль "Фестиваль", где игрались песни Максима Дунаевского,
я пошел на условии, что мне интересно еще и свои песни исполнять. Максим сказал:
"Нет проблем". Конечно, в момент сдачи программы мои песни исключались
- я ведь не принадлежал к Союзу композиторов... Но... не до такой уж степени
всё и запрещалось. Хорошо играть на гитаре ведь никто не мешает научиться -
сиди и тренируйся. Хорошие слова написать - тоже никто не мешает... Правда,
порой такое состояние возникало: а фиг ли их писать, когда их никуда не денешь?
Ни пластинок, ничего не будет никогда в жизни... Может быть, просто было бы
больше песен...
"Воскресный" вопрос
Пытливые меломаны до сих пор не могут успокоиться: почему Никольский
так и не стал участником реанимированной в 1994 году группы "Воскресенье"?
Похоже, этого сильно хотелось поклонникам... Однако единственная совместная
репетиция (она все-таки была) так и не увенчалась объединением усилий. И "Воскресенье"
в составе А. Романов - Е. Маргулис - А. Сапунов - М. Шевяков, и Константин Никольский
со своей группой - две отдельные музыкальные субстанции. Репертуар, исполняемый
на концертах, тоже четко разграничен - естественно, по авторскому принципу.
А слухи о некоей вражде между музыкантами... всего лишь слухи.
- С Романовым никакой конкуренции не было и нет... У него - слова и музыка,
у меня - слова и музыка. Нам делить-то нечего с Лешкой - как раз в этом смысле
я его и уважаю...
...Мои песни стали известны в Москве еще до "Воскресенья". "Воскресенье"
получило оформленный вид году к 80-му, а мои песни еще в 70-х игрались на танцах,
имели известность. Разные группы их играли - тот же "Аракс". Просили
и брали мои вещи… В КГБ тогда приглашали поиграть несколько раз, в клуб на Лубянке
(первый раз -когда была Олимпиада в Москве)...
Рабочие вопросы
- Состав, который на концертах со мной работает, не менялся с
1991 года. Правда, мы на пару лет расходились - ребят что-то зафордыбачило,
мол, надо в телевизор, надо раскрутку... Я говорю: не надо никакого телевизора.
Делайте вот это, играйте вот это, и будет у вас безо всяких телевизоров... Сверхпопулярности
я не хочу, а соберем мы в любом зале спокойно...
В работе не должно быть ошибок. И в некоторых моментах никакого "творчества"
не должно быть. Я все время сталкиваюсь с ситуациями, когда мне кто-то начинает
говорить: "Старик, вот ты понимаешь..." Я понимаю! Но делать будем
- как я скажу. Например, предыдущий альбом мы сводили два раза. Один раз - для
музыкантов, которые там сыграли. Всем же надо было наиграться в эту фигню -
пианист говорит: "Старик, вот как замечательно тут звучит фортепьяно!",
барабанщик: "А барабаны здесь..." Я сижу... сначала хотел встрять,
но понял - пока они не наиграются, бесполезно даже пытаться. И говорю потихоньку
Кузьмичеву: Сань, давай сделай сегодня одно сведение, а завтра мы с тобой сделаем,
как мне надо, и вообще как надо. Ведь звуки барабанов никто не будет слушать
отдельно - будут слушать песню, должны быть слова. А песню загубим - получится
набор красивых звуков, не связанный ничем...
"Дочь? Она мне нравится!"
Семья Никольского - это жена Марина и дочка Юлия, которой за несколько
недель до папиного юбилея исполнилось 16.
- Дочь - мне с ней приятно, она мне нравится! Мы с ней можем на каток пойти,
допустим - ей нравится, и мне с ней интересно. Сейчас стал ее водить на концерты
в джазовые клубы - где не поздно начинается. Недавно вот на Петровича (Преснякова-старшего)
ходили... Она закончила музыкальную школу, хорошо на фортепьяно играет - ее
можно слушать. И к джазу как-то тянется, покупает себе нотки... Проблема отцов
и детей? - наверное, есть, я, правда, не понимаю, в чем она. Ну например: она
по каким-то предметам плохо учится - как мне с ней разговаривать, чтобы она
училась хорошо? Я понимаю, что мне надо придумать какую-то игру, в которую нужно
будет включаться и самому. А просто времени нет включаться. Я думаю, нужно просто
почаще разговаривать, о чем угодно - контакт на любую тему...
Новое - хорошо забытое...
Песня "Спи, душа моя", написанная в 1991 году для альбома
"Я бреду по бездорожью", оказалась... на сегодняшний день последней.
С тех пор Никольский сочинять бросил: "Новые песни пишет тот, у кого плохие
старые". Стесняться или комплексовать, по его мнению, тут нечего:
- Так ведь всё написано давно уже. Со мной история такая: я сначала был автор,
но сам не пел. А сейчас я - исполнитель собственных песен. Обычно это одновременно,
но у меня - вот так... Я думаю, для автора песен 8-10 настоящих - очень хороший
багаж. Если во времени остается хотя бы одна - уже хорошо. А больше - так вообще...
Мы задали такую планку тогда - по песням, по словам, по содержанию, - что уже
всё... И что касается современных песен - у меня ощущение, что всё уже придумано.
Хотя я не хочу сказать, что хорошая песня - это только философская. Вполне возможно,
что следующие песенные изобретения будут не на темы глубокого философского копания
- "я сам из тех, кто куда-то там спрятался", - а по принципу "что
вижу, то пою". Можно ведь писать и про эту дурацкую ночную жизнь - там
тоже колорит присутствует... По-американски! Но это, кстати, очень сложно. Я
сам не делал заходов на эту тему - просто подумал об этом. Тут вопрос менталитета.
Американский негр в таком контексте органичен вдрызг, из него же это разгильдяйство
прямо прет. А у нас... Наша глубинка - другая, это шансон, а дальше - частушки,
это тоже сделано уже. А с точки зрения городского человека... Ну не заправилась
целиком еще эта батарейка, еще не срабатывает...
И все-таки - будет ли что-то еще, либо на этом альбоме-сборнике дискография Никольского и закончится?
- Запишем, запишем. Там еще есть альбома на два... Вот "Музыкант" 71-го года - есть того же времени песни, просто они не записаны. Нужно посмотреть, как их оформить. Есть 83-84-го - "Цветок у окна" например, мы ее играем на концертах... Когда следующий альбом? Я и сам себя все время спрашиваю. Мы этой темой уже два года занимаемся - это всё не быстро. Но сделаем обязательно...
Автор неизвестен
[Назад][К
началу раздела][Вперёд]